5. Не доводит дела до конца (например, школьные уроки, домашние обязанности), не может долго следовать инструкциям.
6. С трудом организует свою деятельность (выполнение заданий, поддержание порядка).
7. Избегает или не любит задач, требующих длительного умственного напряжения (например, школьные проекты).
8. Часто теряет вещи, необходимые для занятий (карандаши, книги, инструменты,
игрушки).
2. Встает с места в ситуациях, когда нужно оставаться сидеть (в классе, в театре, в транспорте).
3. Проявляет бесцельную двигательную активность (бегает, карабкается, вертится) в неподходящих для этого ситуациях.
Как подсчитать результаты
Часть 2: Гиперактивность и импульсивность
4. С трудом может тихо и спокойно играть или заниматься чем-то на досуге.
5. Часто бывает «заведенным», как будто внутри него мотор.
6. Слишком много говорит, не умеет регулировать громкость речи.
7. Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос, перебивает других.
8. С трудом дожидается своей очереди в играх, в беседе, в очередях.
9. Вмешивается в чужие разговоры или игры, бывает навязчивым.
10. Часто действует, не подумав о последствиях, что может приводить к опасным.
11. Испытывает трудности с контролем своих эмоций, может быть вспыльчивым.
1. Сенсорная чувствительность: сильно отвлекается или раздражается на определенные звуки, текстуры, запахи или яркий свет (например, жалуется на бирки на одежде, шум холодильника, не переносит некоторые продукты по консистенции).
Часть 3: Сенсорная чувствительность и регуляция
2. Сенсорный поиск: постоянно нуждается в тактильных ощущениях, трогает все подряд, жует одежду или посторонние предметы (ручки, воротники), любит кружиться или раскачиваться.
3. Эмоциональная лабильность: испытывает очень интенсивные,
«сверхсильные» эмоции (бурная радость, сильный гнев, слезы), которые могут так же быстро и угаснуть («эмоциональные качели»).
4. Нарушение саморегуляции: имеет крайне низкую фрустрационную толерантность — «ломается» при малейшей неудаче, незначительном замечании или изменении планов.
5. Проблемы с управляющими функциями: испытывает «паралич действий», когда не знает, с чего начать сложное задание; крайне плохо оценивает время (либо «тормозит», либо везде опаздывает).
6. Сложности с рабочей памятью: часто не может вспомнить, что только что прочитал или что ему сказали, даже при условии, что был внимателен; теряет ход мыслей.
7. Проблемы сна: с трудом засыпает вечером («не может выключить мозг»), беспокойно спит или очень тяжело просыпается утром, выглядит невыспавшимся, даже если спал достаточно.
8. Избирательность в еде: имеет крайне ограниченный рацион, часто связанный не со вкусом, а с текстурой, температурой или внешним видом пищи.
9. Синдром «выгорания» / истерика истощения: после школы или насыщенного дня становится раздражительным, плаксивым, агрессивным — не из-за капризов, а из-за настоящего переутомления от обработки стимулов.
10. Сложности с внутренним покоем: даже в тишине не может «усидеть в своей голове» — громко разговаривает сам с собой, издает звуки, постоянно что-то теребит в руках.
9. Быстро забывает о повседневных делах и обязанностях.
1. Не может сидеть спокойно, постоянно ерзает, двигает кистями рук или стопами.
Часть 1: Невнимательность
1. Легко отвлекается на посторонние стимулы, часто теряет нить занятия.
- Просуммируйте баллы по всем 20 вопросам из разделов 1 и 2.
- Также можно посчитать отдельно:
- Высокий балл не означает автоматически наличие СДВГ. Многие из этих проявлений могут быть следствием тревожности, стресса, возрастного кризиса или других особенностей.
1. Наблюдайте за закономерностями: попробуйте отследить, что именно провоцирует сложное поведение: сенсорная перегрузка, эмоциональное истощение или трудности с переключением? Это поможет вам найти более эффективные подходы к поддержке ребенка.
2. Обратитесь к специалистам: покажите заполненный полный опросник (30 вопросов) детскому психиатру. Это даст гораздо более полную картину.
- Для постановки диагноза симптомы должны:
– невнимательность (вопросы 1-9): макс. 27 баллов,
– гиперактивность–импульсивность (вопросы 10-20): макс. 33 балла.
– проявляться дольше 6 месяцев,
– гиперактивность–импульсивность (вопросы 10-20): макс. 33 балла,
– наблюдаться в двух и более условиях (дом, школа, кружки),
– быть не соответствующими возрасту и уровню развития,
– существенно мешать социальной, учебной деятельности.
- Симптомы из третьей части часто являются «топливом» для классических проявлений СДВГ. Например, ребенок не слушает учителя (вопрос 4) не потому, что не хочет, а потому, что его мозг перегружен шумом в классе (вопрос 21) и он истощен после школы (вопрос 29). Низкая толерантность к фрустрации (вопрос 24) может выглядеть как импульсивность.
2. Допускает небрежные ошибки в школьных заданиях, не уделяет внимания деталям.
3. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
4. Кажется, что не слушает, когда обращаются прямо к нему (словно «витает в облаках»).
себе и близкимповедение у детей: почему они