СДВГ у подростков может проявляться особенно тяжело из-за сочетания биологических, психологических и социальных факторов.
Типичные проявления СДВГ в подростковом возрасте
- Невнимательность — трудности с концентрацией на уроках, забывчивость, частые ошибки в заданиях;
- Импульсивность — необдуманные решения, перебивание других, сложности с ожиданием своей очереди;
- Учёба — сложно долго сидеть на уроках, запоминать информацию, выполнять домашние задания;
- Самооценка — частые замечания от учителей и родителей приводят к чувству неуверенности;
- Отношения — импульсивность мешает заводить и поддерживать дружбу;
- Рискованное поведение — склонность к необдуманным поступкам (например, нарушение правил, эксперименты с запрещёнными веществами).
С какими сложностями сталкиваются подростки с СДВГ?
Что может помочь справиться?
Работа с СДВГ требует структуры, внешних опор и мгновенной обратной связи. Далее рассмотрим эффективные техники, подтвержденные исследованиями в нейропсихологии и поведенческой психотерапии.
Подростковый возраст — непростое время для детей с СДВГ, но при правильной поддержке они могут научиться управлять своими особенностями. Регулярные упражнения, чёткая организация дня и эмоциональная поддержка помогут им стать более собранными и уверенными в себе.
Метод «Якоря внимания»
Как работает: создает условный рефлекс для концентрации.
Что делать: выберите уникальный стимул (специальная ручка, запах мяты, трек без слов). Используйте его только во время учебы. → Через 2-3 недели мозг будет автоматически «включать» режим работы.
Техника «5 More»
Как работает: помогает снизить сопротивление перед началом работы.
Что делать: договоритесь с собой: «Сделаю еще 5 минут/5 строк/5 примеров», после этого разрешите остановиться (но обычно включается «инерция» и работа продолжается).
Слуховой диктант с помехами
Как работает: повышает концентрацию внимания в условиях отвлекающих факторов.
Что делать: включите фоновый шум (музыку, подкаст) и попросите подростка записать услышанный текст.
Упражнение «Найди отличия»
Как работает: тренирует усидчивость и зрительное внимание.
Что делать: возьмите две похожие картинки или тексты и ищите различия, засекая время.
1. Техники для улучшения внимания
2. Техники для эмоциональной регуляции
«STOP» (DBT-терапия)
Алгоритм: stop (замри на секунду) → take a breath (глубокий вдох) → observe (оцени мысли/чувства) → proceed (выбери осознанное действие).
Эффект: прерывает автоматические импульсивные реакции.
«Лампочки приоритетов»
Как выполнять: составьте список самых важных дел, а затем подумайте, какие из них вы бы выбрали, если бы в день могли выполнять только три. Сократите время на выполнение какого-то дела, если оно вызывает у вас сопротивление. Каждый день выполняйте хотя бы одно важное, но несрочное дело, чтобы успевать двигаться к своей цели. Разделить все задачи на: красные — срочные (уроки на завтра), жёлтые — важные, но не срочные (подготовка к тесту), зелёные — неважные (игры).
Правило 2-х минут
Если задача требует ≤ 2 минут — делайте сразу. Например: ответить на сообщение учителя. Положить вещи в рюкзак с вечера.
«Съесть лягушку»
Выполнить самую неприятную или сложную задачу в первую очередь, например, в начале рабочего дня. После все остальное будет казаться легче. Название техники происходит от известной цитаты Марка Твена: «Съешьте живую лягушку первым делом утром, и ничего худшего в этот день с вами уже не случится».
Правило: «Разделяй и властвуй»
Большие задачи (например, проект) разбивать на маленькие шаги и вычёркивать их по мере выполнения.
Как применять: выберите 1 самое неприятное дело на день. Разбейте его на микро шаги. Например: открыть учебник → прочитать 1 абзац → выписать 2 ключевых предложения.
Визуальное планирование
Пространство, где визуализируется рабочий процесс. Это может быть пробковая, магнитная, маркерная доска, ватман или цифровая доска.
Как выполнять: большое пространство делим на колонки, которые отражают стадии работы: «To Do/Doing/Done». Задачи записываем на стикеры, когда статус задачи меняется, на физической доске стикер переклеивается в другую колонку. Если доска цифровая — карточка перетаскивается в следующую колонку (Trello, Notion).
3. Техники для организации и планирования
«Балансировочная доска»
Как выполнять: стоять на одной ноге или на балансировочной подушке, повторяя слова или решая примеры.
Эффект: тренирует мозжечок, который влияет на внимание.
«Сенсорный мячик»
Как выполнять: мять антистрессовый мячик во время уроков или при стрессе.
Эффект: снижает импульсивность, помогает сосредоточиться.
«Утяжеленное одеяло»
Как выполнять: лягте на спину, накройтесь одеялом (10−15% от вашего веса). Дышите медленно (4 сек вдох, 6 сек выдох), концентрируясь на давлении.
Эффект: стимулирует выработку серотонина и мелатонина (гормон сна), способствует снижению тревожности и гиперактивности, создавая эффект «объятий».
Эти упражнения можно комбинировать и адаптировать под индивидуальные особенности подростка, а также важно фиксировать результат, с помощью дневника прогресса, отмечая в нем, какие техники работают лучше.
«Заземление 5−4-3−2-1»
Алгоритм: назови 5 вещей, которые видишь → 4 звука → 3 тактильных ощущения → 2 запаха → 1 вкус.
Эффект: переключает мозг с «эмоционального» на «сенсорный» режим.
- Проблемы с организацией — в вещах, несоблюдение дедлайнов, прокрастинация;
- Трудности с контролем эмоций — эмоциональной регуляции еще не наработаны, а эмоции уже очень сильные. Получаем эмоциональную нестабильность — резкие перепады настроения, вспышки гнева или раздражения.
- Социальные трудности — из-за импульсивности и невнимательности возможны конфликты со сверстниками;
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейроотличие, характеризующееся проявлениями невнимательности, гиперактивности и импульсивности, чаще всего диагностируется в детском возрасте.