Каких эмоций дети могут избегать:
Проблема выполнения домашних заданий актуальна для многих родителей детей младшего и среднего школьного возраста (7−12 лет) вне зависимости от наличия у него какого-либо диагноза. Сфера контроля и планирования своих действий у детей этого возраста не развита в совершенстве как у взрослых, поэтому в период начальной и средней школы ребёнку сложно полностью взять ответственность за свою учебу, нужна помощь родителей в организации себя, времени и пространства для выполнения домашних заданий.
Я придерживаюсь позиции, что сама по себе «лень» не порок, от которого надо избавиться (если быть честной, то в психологии вообще не фигурирует термин лени). Лень — это избегающее поведение, которое несет в себе какую-то функцию: например, не соприкасаться со стимулом, который вызывает непереносимый дискомфорт, который заставляет соприкасаться с трудными эмоциями. Это неконструктивный способ решения проблемы (уход от проблемы и напряжения), с помощью которого ребёнок адаптируется к ситуации, а как по-другому — не знает. Важно подчеркнуть, что не каждое избегание дискомфорта деструктивно — все зависит от контекста.
1. Когнитивное напряжение. Во время учебы работают все когнитивные процессы, в особенности — память, внимание, мышление. Ребёнку необходимо длительное время удерживать концентрацию внимания и обрабатывать информацию. Избегание усиливается в случае, если ребёнок предварительно устал и истощился;
2. Эмоциональное напряжение — усвоение нового материала не всегда дается легко. Нормально расстраиваться или злиться, когда не получается понять новую тему;
3. Эмоциональная реакция на ошибки — ошибки в процессе развития нормальная неотъемлемая часть, тем не менее совершать их — дело не из приятных, возникает здоровый стыд;
5. Бывает, что отношения с учителем влияют на мотивацию ребёнка делать уроки (тут уместно говорить про страх и стыд);
6. Ребёнок может избегать состояния своей некомпетентности и низкой конкурентоспособности, сравнивая себя с другими детьми;
7. Ребёнок может избегать учебную деятельность, потому что у него не удовлетворена потребность в отдыхе, сбросе напряжения и эмоциональной разрядке.
4. Эмоциональное напряжение от ожидания реакции родителя на успешность или неуспешность ребенка. Родитель — значимая фигура для ребёнка, родительские реакции на поведение ребенка как зеркало отражают ребёнку, какой он, и играют важную роль в становлении образа «Я» в психике ребёнка, в возникновении самоописаний, которыми ребёнок будет пользоваться. Может возникать страх разочаровать или разозлить родителя, стыд из-за несоответствия родительским ожиданиям, злость от усталости или ощущения несправедливости, обиды;
5. Как родитель и ребёнок решают конфликты и разногласия, возникающие в процессе выполнения уроков: как выражают взаимное недовольство, есть ли система санкций и т. д.;
6. Изучение системы отношений ребёнка: как он видит проблему и есть ли у него вообще страдание, о котором говорит родитель, какой предмет в школе ему нравится, в чем он чувствует себя успешным, как он в целом себя чувствует в школе среди сверстников, учителей;
7. Выявление дефицитов навыков ребёнка — навыков эмоциональной саморегуляции (способность справляться с напряжением, а также дискомфортными эмоциями в процессе учебы), коммуникативных (например, как просить помощь), педагогическая запущенность (это, например, можно компенсировать репетиторами), навыков самоорганизации, алгоритмов перепроверки и выявления ошибок, какого типа задачи и материал не понимает, коррекция режима учебной и внеучебной нагрузки, организация учебного пространства с минимальными отвлекающими факторами, развитие этих навыков.
Процесс изменения отношения к выполнению школьных заданий достаточно долог и требует много родительского терпения, поскольку процесс обучения и развития не связан всецело с удовольствием. Изучение собственного стиля учебы и работы — важный навык, который ребёнок приобретает. Это умение чувствовать степень посильной ему нагрузки, работать в своем темпе; умение ошибаться, выдерживать напряжение, предъявлять себе адекватные требования, принимая свои сильные и не очень стороны; развивать гибкость в режиме дня, в моменте оценивая соответствие своего актуального состояния запланированной задаче; уделять время даже не самому любимому предмету. И при всем этом сохранять мотивацию к учебе.
В работе с подобным запросом я придерживаюсь следующих этапов:
2. Опрос родителя для прояснения контекста ситуации ребенка: чем помимо школы занимается ребёнок, как организован день и есть ли, например, визуальный режим дня, достаточно ли спит, соблюдается ли режим труда и отдыха, как отдыхает ребёнок. Выполнение уроков процесс энергозатратный и задействует ресурсы, которые надо восстанавливать.
1. Психодиагностика когнитивных процессов (исключить проявления СДВГ, например);
4. Прояснить, как именно организовано время выполнения уроков: в какое время ребёнку удобно приступать к урокам, с каких предметов начинают (например, одним детям подходит правило «сначала съесть лягушку», а другим нет), насколько включен родитель в выполнение уроков (долю самостоятельности и персональной ответственности следует увеличивать с возрастом), есть ли перерывы, есть ли временная граница по дню, когда выполнение домашних заданий точно останавливается;
3. Опрос родителя по поводу детско-родительского взаимодействия: проводят ли время вместе помимо времени выполнения уроков и как именно проводят, как родитель договаривается о выполнении уроков, как родитель реагирует на ошибки (правило зеленой ручки) и как хвалит (похвала должна быть сразу после ситуации успеха за конкретное действие, можно пробовать вводить систему поощрений на основе «жетонов»). Важно прояснить, какой уровень успешности ожидает родитель от ребёнка и чего стоит ребёнку соответствовать этому уровню (это всегда весы, на одной чаше которых учебная успеваемость и уровень требований к ребёнку, а на другой — его ментальное здоровья и возможности). Здесь уместно поговорить о родительских страхах по поводу будущего ребёнка, его успешности и влиянии нынешней учебы на профессиональное становление (работа над родительской катастрофизацией);
2. Конфликты с ребёнком из-за оценок (ребёнок недостаточно успешен и не получает достаточное количество пятерок);
4. Ребёнок не хочет ходить в школу и ему не нравится учиться;
3. Ребёнок отвлекается в процессе выполнения домашних заданий;
Что же может стоять за ленью? В вопросе детской учебной лени родители сталкиваются со следующим:
7. Конфликты между родителем и ребёнком в процессе выполнения уроков;
8. Ребёнок врет или утаивает информацию о домашних заданиях, оценках.
Как мы видим, форм и причин «неделанья уроков» может быть разное множество.
6. Ребёнок весь вечер медленно выполняет уроки, но отказывается от помощи взрослых;
1. Ребёнок избегает выполнение домашних заданий, приходится его подолгу уговаривать, занимается другой деятельностью;
5. Ребёнок не понимает материал;