Социальное взаимодействие и коммуникация
5. Сложно ли мне понимать неписаные социальные правила? Часто ли я чувствую себя «инопланетянином», который пытается расшифровать логику поведения других людей.
6. Трудно ли мне поддерживать зрительный контакт? Я либо избегаю его, либо заставляю себя его делать, но это требует усилий и мешает сосредоточиться на разговоре.
7. Сложно ли мне заводить и поддерживать дружеские отношения? Я часто не знаю, как перейти от знакомства к дружбе или как поддерживать регулярное общение.
8. Трудно ли мне распознавать иронию, сарказм или намеки? Я часто понимаю речь буквально и могу не уловить скрытый смысл.
Внутренние переживания и обработка информации
11. Часто ли я перевожу социальные взаимодействия в интеллектуальную задачу? Я мысленно репетирую диалоги, заучиваю шаблоны фраз для разных ситуаций («как реагировать на комплимент», «что говорить в светской беседе»).
12. Предпочитаю ли я проводить время в одиночестве или с одним-двумя проверенными людьми, чем в больших компаниях, потому что это меня истощает?
13. Бывает ли, что в переполненной сенсорной или социальной обстановке у меня наступает «отключение» или «истерика»? Мне требуется время в одиночестве и тишине, чтобы «перезагрузиться».
14. Воспринимаю ли я информацию (устную инструкцию, текст) очень буквально и конкретно? Мне трудно работать с абстрактными понятиями, если они не имеют четкого определения.
15. Сложно ли мне понимать и называть свои собственные эмоции? Я могу физически ощущать эмоцию (дрожь, напряжение, жар), но не могу идентифицировать ее как «тревогу» или «гнев».
16. Мои эмоциональные реакции могут казаться окружающим неадекватными ситуации? (Слишком интенсивными или, наоборот, слишком слабыми).
17. Был ли у меня в детстве (или есть сейчас) особый, очень узкий и глубокий интерес к какой-либо теме (расписания транспорта, динозавры, определенная историческая эпоха, устройство механизмов и т.д.)?
18. Вызывает ли у меня стресс необходимость поддерживать светскую беседу? Я предпочитаю разговоры на содержательные, глубокие темы.
19. Есть ли у меня повышенная или пониженная чувствительность к боли, температуре, вкусам?
20. Часто ли я оказываюсь в ситуации, когда меня неправильно понимают, и я не понимаю, почему?
9. Испытываю ли я трудности с пониманием того, что думает или чувствует другой человек (теория психического), если он мне этого прямо не сказал?
10. Мой голос и мимика кажутся другим людям необычными? Мне говорят, что я говорю монотонно, слишком громко/тихо, или что мое выражение лица не соответствует ситуации.
Сенсорные особенности и рутина
1. Испытываю ли я дискомфорт или перегрузку от определенных сенсорных стимулов (резкие звуки, яркий свет, специфические текстуры одежды или пищи, определенные запахи)?
Подумайте, были ли эти особенности устойчиво присущи вам на протяжении всей жизни и затрудняют ли они вашу повседневную жизнь.
- Если многие из этих утверждений находят у вас устойчивый и яркий отклик, это может быть поводом для консультации со специалистом по РАС у взрослых.
- Не занимайтесь самодиагностикой. Диагностика РАС у взрослых — сложный процесс, включающий глубокое интервью, тестирование и сбор данных о развитии в детстве.
- Запишите свои наблюдения и примеры по каждому из подходящих вам пунктов. Это сильно поможет специалисту.
2. Важна ли для меня неизменность рутины? Испытываю ли я сильную тревогу, стресс или раздражение, когда мои ежедневные планы или привычный порядок действий нарушаются?
3. Есть ли у меня особые, интенсивные интересы, которые поглощают все мое внимание, и мне трудно думать о чем-то еще? Могу ли я часами говорить о них, не замечая, что собеседнику неинтересно.
4. Выполняю ли я повторяющиеся движения (раскачивание, постукивание пальцами, кручение чего-либо в руках), чтобы успокоиться или выразить эмоции?
себе и близкимповедение у детей: почему они