+7 (921) 885-64-36
Вакансии
Центр на Технологическом институте
Центр на Лесной

Нарциссизм у детей

Нарциссизм у детей

Ребенок лениться. Что

делать?

«Ребенок изначально любит своих родителей, какими бы они ни были. Потом, когда лишения и отвергнутость доходят до его сознания и становятся реальностью, он еще какое-то время продолжает верить, что его любви хватит, чтобы расколдовать их. Когда же уровень боли из-за невидимости и ненужности достигает критического уровня, ребенок запрещает себе любовь…<>…Ребенок что-то делает со своей любовью к родителям, чтобы ему было не так больно чувствовать отвержение и игнорирование. По своей самой глубинной сути нарциссизм — это защита от любви и ран, причиненных вследствие неразделенной любви ребенка к родителю».
Нарцисс победил в себе зависимость от родителей, в чьей безусловной любви так сильно нуждался. Из ребёнка он превратился во взрослого, которому больше не нужны любовь, привязанность, помощь, поддержка во время ощущения слабости. Его жизнь превратилась в отчаянную борьбу разглядеть себя в других, отвергая всех вокруг раз за разом. Это жизнь из бесконечных взлетов и падений, и это очень горько.
Юлия Пирумова «Хрупкие люди»
Хорошо адаптированные дети способны принимать себя, со всеми недостатками и могут быть устойчивыми перед лицом разочарования или неудачи. Они могут проиграть в настольные игры или потерпеть поражение в чемпионате, не становясь опустошенными или разгневанными. Они не воспринимают такие временные неудачи как удар по своей самооценке, в отличие от детей с нарциссическими чертами.
В отличие от детей с высоким уровнем самооценки, дети с высоким уровнем
нарциссизма предполагают, что другие ценят их только тогда, когда они
соответствуют чьим-то ожиданиям. Дети с высоким уровнем нарциссизма склонны считать, что другие ценят их условно (например, за какие-то качества или удовлетворение чужих потребностей), потому их привязанность не может быть глубокой и надежной. Они пытаются быть в центре внимания, хвастаются. Когда дети с высоким уровнем нарциссизма не получают желаемых ими положительных оценок, они могут чувствовать разочарование в себе, стыд. Таким образом, в отличие от детей с высоким уровнем самооценки, дети с высоким уровнем нарциссизма, как правило, беспокоятся о впечатлении, которое они производят на других.
Дети с выраженными нарциссическими чертами имеют грандиозное чувство
собственного достоинства, с трудом переносят все, в чем не получается добиться немедленного успеха. Любое признание своих недостатков или несоответствие ожиданиям невыносимо. Такие дети не могут испытывать вину или беспокойство о том, как их поведение или поступки могут повлиять на других. Один 10-летний пациент, чей товарищ по игре в футбол получил травму из-за его удара мячом, отметил: «Ну, он просто оказался не в том месте не в то время и получил удар по голове, когда я пнул мяч». Ребёнок с нарциссическими чертами умело оправдывает личные недостатки, безответственное поведение, поражения, обвиняя других или просто отвечает уклончиво. Они чувствуют, что вправе получать то, что требуют, поэтому чувство благодарности и взаимности оказываются под угрозой. Постоянная потребность подпитывать хрупкое чувство себя и защищать его от внешних нападений приводит к крайнему недоверию к другим и ярости, когда им бросают вызов или критикуют.
«Нарциссический ребёнок» убежден, что он уже наделен уникальными и особыми способностями, и начинает завидовать, если кто-то другой добивается успеха. Например, если одноклассницу похвалили за рисунок, ребенок может схватить его и разорвать. Дети с такими чертам нуждаются в постоянном восхищении и подтверждении их уникальности.
У нарциссизма как известно две стороны: 1) грандиозность (о чем мы слышим наиболее часто) и 2) дефицитарность, хрупкая и скрытая сторона нарциссического континуума. Резонно задаться вопросом, есть ли какие-то особенные предпосылки у таких людей в детстве и подростковом возрасте, можем ли мы уже тогда что-то разглядеть?
Есть распространенное заблуждение о том, что нарциссы это люди с высокой
самооценкой, однако, давайте расставим все точки над i с помощью
сравнительного рассмотрения грандиозности и высокой самооценки в детском возрасте.
Интересная штука получается. Дети с положительной/высокой самооценкой имеют прочную связь с реальностью и могут адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны (например, признать провал в случае получения плохой оценки по контрольной); стремятся к личностному росту с помощью образования, берут сложные задачи для улучшения навыков; сохраняют устойчивость перед лицом неудач, их отношение к себе не изменится после провала.
Напротив, дети с нарциссическими чертами имеют иллюзорные и несколько фантазийные представления о себе (даже если ребенок плохо справился с работой, приложил мало усилий, он все равно будет считать, что хорошо показал себя); вместо стремления к улучшению себя как личности, ребенок будет сосредоточен на том, чтобы доказать свое превосходство над другими (чувствуете разницу?); и конечно, столкнувшись с ситуацией неуспеха они будут чувствовать жуткое разочарование в себе и стыд (со временем эти чувства могут перестать в тревогу, депрессию и даже агрессию).
У каждого из нас есть такая структура как «Эго», так что здоровые
нарциссические черты присущи абсолютно всем. У детей с высокой самооценкой/здоровыми проявлениями нарциссизма есть потребности в получении восхищения от значимых взрослых, он способен в ответ на удовлетворение этой потребности проявлять взаимность, они искренне ценят то, что делает для них значимое окружение. У них также есть фантазии об успешности, дети могут воображать себя супергероями или другими крутыми персонажами и это нормально. Однако, такие дети разделяют желание и поведенческую реализацию стремлений, а также
осознают, что другие люди также могут быть уникальны. Их потребности реальны и могут быть удовлетворены.
Уже с 4 лет дети осознают, что другие могут оценивать их положительно или
отрицательно. Они начинают оценивать себя глазами других. В то же время, дети начинают понимать, что оценки других людей могут быть обусловлены их поведением и достижениями. Это критический возраст, где мы уже можем увидеть минимальные проявления.
  • Ребёнок думает, что он важнее других людей;
Как это может выражаться в грубой форме?
  • Слишком превозносит свои способности или достижения;
  • Может быть время от времени обаятельным и при этом неискренним и поверхностным;
  • Дразнит или насмехается над другими;
  • Сердится, когда его исправляют или наказывают.
  • Использует других или обманывает окружающих, чтобы получить то, чего хочет;
  • Ребёнок успешных родителей (особенно если у ребенка нет аналогичных способностей;
Нарциссические родители могут чрезмерно идеализировать своих детей и ограждать их от разочарования или критики. У детей может легко развиться идея, что они, на самом деле, превосходят других и выше критики и неудач, что никак не соотносится с реальностью.
  • Ребёнок разведенных родителей.
  • Чрезмерно избалованный или богатый ребёнок;
  • Приёмный ребёнок;
Обстоятельства, которые могут увеличить риск нарциссической патологии (когда мы говорим про грандиозность):
  • Ребёнок нарциссических родителей;
  • Холодность, пренебрежение и равнодушие от самых близких людей —эмоциональная депривация;
Особенности детско-родительских взаимоотношений, которые приводят к развитию хрупкого (дефицитарного нарциссизма):
  • Порицание в ребёнке детских качеств (когда рядом с родителем нужно быстро прекратить нуждаться в поддержке, заботе, внимании и понимании);
  • Окружающие не дают ребёнку увидеть себя таким, какой он есть на самом деле (отрывают его от реальности);
  • Психологическая незрелость родителей, это совсем не про паспортный возраст, это про неприспособленность к жизни (ребёнок в последствии испытывает проблемы с самооценкой, научается игнорировать свои потребности и эмоции, ощущает глобальное одиночество и отсутствие опоры, сомневается в своей адекватности).
  • Чувство собственной значимости: привлекайте к домашним обязанностям с раннего возраста; предоставляйте возможность высказаться и быть услышанным, поощряйте инициативу;
  • Уважение: объясняйте, почему те или иные поступки неуместны, безнравственны или безответственны; ищите причины непослушания, помогите вести себя иначе; будьте вежливы, предельно честны, внимательны;
  • Принятие: не подавляйте эмоции ребёнка; не критикуйте чрезмерно, говорите о поведении, а не о ребёнке; обсуждайте с ребёнком его заявления и просьбы, даже если они вам не нравятся;
  • Связь с другими людьми: уделяйте ребёнку как можно больше времени;
создавайте семейные традиции, привлекайте к семейным советам;
  • Безопасность: соблюдайте баланс между свободой и контролем.
Как вырастить эмоционально здорового ребёнка с адекватной самооценкой?
Опирайтесь на следующие принципы:
Дети, которых ценили в семье и которым доверяли самостоятельно принимать решения, вырастают более настойчивыми и уверенными в себе. Они ставят перед собой амбициозные цели и добиваются успеха. В заботливых и доверительных отношениях нет места наказанию, ведь это лишает ребёнка возможности осознать свое поведение. Попробуйте альтернативы?
Формирование самооценки ребёнка
Похвала
Это эффективный инструмент в формировании позитивного образа самого себя, она навсегда остается с нами и подбадривает в моменты упадка. Но стоит быть аккуратнее с восторженными словами вроде «фантастический», «великолепный», «замечательный». Эффективная похвала состоит из двух частей: 1) взрослый с уважением описывает то, что он видит и чувствует; 2) ребёнок, услышав это описание, способен сам себя похвалить.
А самое главное помните, что эмоциональные потребности не менее значимы, чем потребности в еде и воде.
  • Предоставьте выбор и дайте свободу действиям, чтобы исправить ситуацию;
  • Позвольте ребёнку ощутить последствия его поступков.
  • Покажите ребёнку, как можно загладить вину (исправить последствия его действий);
  • Сформулируйте свои ожидания;
  • Обратите внимание ребёнка на то, как он может принести пользу;
  • Выразите неодобрение о поведении (не затрагивая личность ребёнка);
Автор статьи — психодиагност Шульц Дарья Сергеевна
Эдиева Аслана Аубекирович — врача-психиатра (с 18 лет)
Моритца Арслана Ахмедовича — врача-психиатра (с 18 лет)
Эдиева Аслана Аубекирович — врача-психиатра (с 18 лет)
Психодиагност
(с 3 лет)
Первичный очный приём,
1 час: 4 500 ₽
Шульц Дарья
Сергеевна