СПБ, проспект Кондратьевский 18/20,парадная 1, домофон 3.
Пн-Вс 10:00 - 21:30
Временно:

Информационное влияние на психику человека. Часть 1

Информационное влияние на психику человека. Часть 1

Информационное влияние

на психику человека. Часть 1

Как вы заботитесь о своём мозге?
Если мозг запоминает абсолютно всё, то почему же тогда мы забываем?
Информация — особый ресурс. В условиях информационной загруженности способность сажать семена идей в человеческое сознание порождает сомнения в подлинности картины жизни, где человек реконструирует прошлое и формирует будущее — создаёт личную историю, выступая в роли автора своей жизни, свободно и независимо.
Ok, Google, что происходит с человеком в условиях информационного шума? Существует ли способ правильно реагировать на шокирующую информацию? Как стать устойчивым в условиях информационной войны и найти баланс между истиной и вымыслом рассказывает психолог, гештальт-терапевт Куликова Юлия Сергеевна вместе с медицинским центром «Серотонин».
Информационное воздействие на психику человека проходит через механизмы и принципы работы головного мозга. Человеческий мозг — загадочный и удивительный орган, который занимает только два процента массы тела взрослого человека, но при этом потребляет двадцать процентов энергии. Этой энергии достаточно, чтобы включить лампочку! 3а то время, которое вы уделили на прочтение этого текста, мозг сделал важную работу — перестроился и изменился. Иными словами, вы не только получаете знания, а постоянно программируете мозг.
Если вы знакомы со вселенной Гарри Поттера, вспомните маленькую сумочку Гермионы Грейнджер, в которую, благодаря волшебству, помещалось множество немыслимых вещей. Наш мозг умеет также — вмещает и хранит информацию, которую увидел, услышал, унюхал, попробовал или выпил. И это навсегда.
Одна из гипотез принадлежит американскому профессору психологии Полу Реберу, в которой ограничение человеческой памяти — это не объём, а скорость загрузки.
Когда человек эмоционально и физически не увлечён ничем, информация в памяти укладывается и архивируется. Именно в этом состоянии происходит создание картины мира и выработка интеллектуального, эмоционального и чувственного ответа на произошедший опыт — например, формирование ответов на вопросы «Что мне нравится?» и «Что мне не нравится?».
При постоянном и избыточном потреблении информации мозг расслабляется, отключается и «засыпает». В этот момент психика становится беззащитной, уязвимой и чувствительной к информации, а аутентичность личности не определяется.
Что происходит с психикой?
  • Формируется «зажимное» восприятие и клиповое мышление. Вспомните, что вы видите, когда смотрите в калейдоскоп. Цветные стекляшки пересыпаются и образуют хаотичный рисунок. Также выглядит восприятие мира и информации при клиповом мышлении. Трафаретное созерцание, отсутствие чёткой логики, мозаика мыслей и разрозненные переживания — путь нечувствительности к полезному и иллюзии доступа к познавательным действиям. Если у нас отсутствует фильтр для информации, то мы не только смотрим мемы и видеоролики в «ТикТок», мы ими мыслим;
  • Снижается способность к концентрации внимания и ухудшается память. Чтобы полностью погрузиться в новую задачу, требуется 20−30 минут. Отсчёт начинается с начала, если мы бесконтрольно переключаемся и «порхаем» с одной информации на другую. Посмотрите, как получается сейчас сосредотачиваться только на этом тексте и не отвлекаться на всплывающие уведомления или социальные сети.
  • Ослабляется устойчивость к манипуляциям. Информация не влияет на поведение, пока не переведена на язык чувств. Наши чувства и эмоции — пища информационных постов и главная цель авторов. Ощущение страха, стыда и вины — сильнейшие факторы в изменении поведения.
Представим заголовок: «Люди с высоким интеллектом ставят этой статье лайк». Иными словами: люди, которые не поставили лайк, обладают низким интеллектом. Статья, которую оценивают подобным образом вызовет интерес, а искусственный заумный текст — ощущение вины. Мучительное чувство вины за отсутствие необходимых знаний создаст импульс к покупке рекламируемых курсов, о которых целенаправленно раскрывают в статье. Так происходит неосознанное изменение вашей структуры потребностей.
  • Появляется чувство безразличия и эмоционального истощения. Снижается способность чувственно откликаться адекватно ситуации. Достаточно 5−6 раз всплывающей информации о шокирующем событии, чтобы психика адаптировалась и нам стало всё равно. Постоянное чувство восхищения и нежности подвластно только картинкам с котиками, но это недостоверная информация.
  • Возникает информационная зависимость или мания. Чтение пугающих новостей и шокирующих постов способствует возникновению постоянного чувства тревожности. Создаётся ощущение, что мир разваливается и рушится. Поиск подтверждения этой мысли обращается в навязчивость. Формируется склонность к неконтролируемому поглощению негативной информации, которая вызывает тревогу, страх и депрессию. Такое поведение называется думмскроллинг. Чем чаще мониторится информация с тревожными известиями, тем точнее «умная» лента в социальных сетях с подгружаемой свежей порцией «ужастиков».
Психика каждого человека различается, поэтому степень влияния информации происходит индивидуально-психологическим особенностям человека. Продолжение о том, как обрести информационно-психологическую безопасность и устойчивость в условиях информационной революции, в следующей части статьи.