Новый адрес: Санкт-Петербург, улица 4-я Красноармейская 18Б

Буллинг в школе

Буллинг в школе

Почему от буллинга так больно?
Буллинг или травля, задирание одного человека группой других. К сожалению, многим детям приходится сталкиваться в школе с непринятием других, насмехательством, игнорированием со стороны других детей. Тот, кто сталкивался с этим опытом — поймет и точно не захочет повторить.
Мы учимся справляться с неопределённостью, экономической незащищенностью, работой, психическим здоровьем, воспитанием детей и обучением. Поэтому нам безусловно, важно читать ежедневные заголовки новостей, чтобы лучше разбираться в том, что происходит в мире и использовать социальные сети для связи с семьей и друзьями. Но нам также необходимо позаботиться о себе — отключить уведомления, сделать глубокие вдохи, заметить новые вещи вокруг нас и дать нашему мозгу и телу время, чтобы оправиться от информационных событий.
Примерно в 5−6 лет дети начинают осознавать существование социальных связей, видеть закономерности выстраивания отношений. Затем формируется потребность в принадлежности, быть частью группы, команды. Для детей становится суперважно иметь общую деятельность и общие интересы. Т.к. самооценка у ребёнка еще формируется, ему необходимо получать отклик от других «что я такой же как они», «что со мной всё хорошо».
В 2016 году в Нижнем Новгороде был проведен опрос среди 227 учеников от 11 до 18 лет. По результатам опроса выяснилось, что 2/3 учеников страдают от насилия в школе. 2/3!
Возможно, вы слышали такие советы (а может и сами давали), как «тебе следует измениться и понравиться им», «дай сдачу», «стань более весёлым, балагурь, шути», «относись проще к этому», «меня тоже дразнили и это укрепило мой характер» и многое другое. Это вряд ли сработает со взрослыми и тем более не сработает с детьми. Почему? Трудно плыть против течения, тем более, когда ещё не умеешь плыть. Группа, сплоченная негативом против одного, обладает огромной силой, которой не может противостоять один ребёнок.
Когда группа не принимает, а тем более травит ребёнка и сообщает, что он не такой как все, ребёнок оказывается в ловушке. Окружающие сообщают, что он «неправильный», ему нет места в этой группе, в этом мире. И т.к. самооценка ещё не устойчива, он еще в поисках себя, он не может защитить себя. А нам важно понимать, что каждый имеет право получить защиту! И в таких ситуациях, взрослые должны брать на себя ответственность.
Что мы можем сделать для ребёнка?
1. Сменить школу. Идея рабочая, когда взрослые уже очень многое сделали, чтобы изменить ситуацию, и ребёнок сам хочет уйти, но есть одно большое НО. Это может быть бегство от проблемы. Таким образом, мы формулируем у ребёнка стратегию избегания проблем и убеждение «тебе не помогут, уходи»;
2. Называйте вещи своими именами. Это не просто «они не дружат», это ТРАВЛЯ, НАСИЛИЕ, БУЛЛИНГ. Такая формулировка позволит «открыть глаза» на происходящее учителям, детям и их родителям.
3. Авторитетный взрослый. В идеале найти взрослого в школе, которого дети уважают, которому доверяют, потому что дальше перед ним стоит большая задача поговорить с группой:
3.1 Поговорить о насилии. Можно разобрать истории «Гадкого утёнка», «Чучело», «Повелитель мух», посмотреть фильмы «Как стать принцессой», «Класс» (для учеников старшей школы). Обозначить, что эта группа тоже столкнулась с насилием (НО! не говорить о том, кто обижен и кто обижает) и т.к. мы группа — это наша общая проблема, и нам вместе нужно её решать;
3.2. Добраться до чувств и предоставить выбор. Можно обсудить с детьми, как им кажется, с каким насилием они сталкиваются в группе; как им кажется, какой вклад каждый из них внёс в развитие травли в их группе; как вы себя чувствовали, когда травили кого-то/ были свидетелями травли/ были тем, кого обижали/ и сейчас, после обсуждений как себя чувствуете? Не нужно нравоучений, дайте время детям побыть со своими чувствами и предоставьте им выбор с какими чувствами они хотят остаться;
3.3. Ввести правила в группе, которые все поддержат голосованием. Правила придумывает группа. Можно предложить примеры: «нельзя обижать физически и словом», «ошибаться можно», «просить о помощи (и к кому можно обратиться)» и т.п.;
3.4. Регулярно возвращаться в группу. Необходимо поддерживать детей, интересоваться как у них обстоят дела, возвращается ли травля в группу, нуждаются ли они сейчас в помощи.